Drag
img not found img not found
img not found

Синдром скорбящего

Синдром скорбящего

Синдром скорбящего — распространённая болезнь, проявляющаяся в виде сильного и непреодолимого желания публично скорбеть по поводу какого-либо события или просто так, за компанию.

Синдром скорбящего — распространённая болезнь, проявляющаяся в виде сильного и непреодолимого желания публично скорбеть по поводу какого-либо события или просто так, за компанию.

Суть. Произошла Трагедия. При Трагедиях положено скорбеть. Положено моралью. На самом же деле люди, оставшиеся в стороне от Трагедии, больше склонны радоваться, что эта самая Трагедия произошла не с ними. Ибо, как показывает опыт, субъект, навернувшийся в яму, в первую очередь вызывает смех и только потом — жалость. Но раз уж Трагедия с кем-то произошла, значит, участников надо морально поддержать… ну, или оплакать, в худшем случае. Это не обязывает к каким-либо материальным затратам, но в то же время, выражая сочувствие, можно поддержать репутацию в глазах окружающих и в первую очередь — в своих собственных. Из этого и происходит Синдром Скорбящего — необходимость демонстративно выразить скорбь, дабы продемонстрировать свою высокую мораль и духовный мир, ощутить себя причастным, а заодно и поднять родное ЧСВ. При этом вовсе не обязательно испытывать настоящие чувства — никто не будет проверять полиграфом. Самое важное для поциента, больного Синдромом Скорбящего, — заявить всему миру о своей скорби. Не стоит путать его с человеком, которому действительно не безразлично. Последний, как правило, подкрепляет свою позицию действиями: пожертвованиями, сбором нужных вещей, записью в добровольцы, если таковые требуются. Больной Синдромом Скорбящего ограничивается вбросом скорбных ленточек, цветов, глубокомысленными рассуждениями о сущности бытия, репостами и просто бурным сочувствием, сразу после которых может появиться пятничный пост с котиками.

Аудитория. Синдрому более всего подвержены, как правило, люди общественные: блоггеры, пользователи социальных сетей, политики, люди искусства и прочие личности «на виду». В ЖЖшке, Вконтакте и, особенно, в Быдлоклассниках можно заметить даже одну из дисциплин Специальной Олимпиады — мерянье скорбью, выражающееся в запосчивании как можно большего числа слезливых постов и картинок с последующим выяснением, кто же скорбит трушнее. В меньшей степени синдрому подвержены технари, интеллектуальные меньшинства, рокеры с металлистами (если только не убили кого-то из их кумиров, хотя в таком случае скорбь бывает и неподдельной), наркоманы и т. д.

(Комментарий А.М.: на самом деле те самые "рокеры с металлистами" - ещё те "скорбцы". Сам был некогда завсегдатаем форума одной популярной отечественной рок-группы, фаны которой (особенно женская половина) в большинстве своём состоят из творческих личностей с "офигенно богатым внутренним миром", который они при случае любят продемонстрировать. И всё, что принято с подачи СМИ считать общей трагедией, активно обсуждается и оплакивается).

Симптомы. Больного, находящегося в состоянии покоя, вычислить сложно. Стоит подождать более или менее крупной Трагедии. Вот тут-то Интернет и вспенивается волнами слез и картинок. Поциент, обнаружив, что кто-то не скорбит, бросается на субъекта с воплем «ГОРИ В АДУ, БЕЗДУШНАЯ СКОТИНА!!!» Любое возражение вызывает новую вспышку праведного гнева, сопровождаемую очень эмоциональными комментариями и попытками морально удавить жертву. Менее буйные поциенты реагируют только на прямое неуважение к Трагедии и её жертвам, на равнодушных смотрят брезгливо и не вступают в бой. Поциенты с наиболее высоким уровнем психоза могут сходить на место Трагедии и сфотографировать себя унылого с парой цветочков. Зато потом на каждом углу гордо кричать о своей скорби и сорить фоточкой в сообществах.

И не дай бог вам увидеть непосредственного очевидца или участника трагедии. Его Чувство Собственной Важности излучает в видимом спектре, и любой диалог, даже не касающийся Трагедии, идет в стиле"Я там был, а ты — г...но". Слегка теряет позицию, если заметить, что там был не только он, а некоторые даже умерли.

Психология. На самом деле в мире каждый день происходят десятки трагедий, в которых погибают сотни и тысячи людей. В конце концов, в мире от голода ежедневно умирает 25 000 человек, из них тысячи детей, в горячих точках еженедельно гибнут десятки мирных жителей. Каждый день в России на дорогах погибает около 80 человек. А сколько человек погибает от рук убийц, решивших поживиться мобильником и бумажником? Переживает ли по этому поводу обыватель? Нет.

На самом деле такое равнодушие — это нормальный инстинкт человеческой психики. Вспомните, как умерла ваша бабушка/дедушка/дальний родственник/собака/кот и как по этому поводу вы горевали. А теперь представьте себе, что аналогичные эмоции вы испытываете при каждом известии о смерти человеческого существа на Земле. Недалеко до дурдома, не так ли? Даже если ваш разум и способен на такое, то времени на что-либо, кроме вставки свечей в блог или на стену Контакта, не останется. Здоровое равнодушие — следствие не менее здорового инстинкта самосохранения и продолжения рода. Если бы все люди скорбели по поводу всех трагических смертей в мире, то человечество бы уже давно загнулось в бесконечной и безысходной депрессии.

Следует вывод: объективно человеку безразлична смерть неблизких ему людей, и это правильная, здоровая реакция мозга. Тогда вопрос: почему люди так реагируют на массовые трагедии, происходящие в мире? Вот основные причины.

СМИ и государство. Если бы в программе «Время» не сообщали об очередном упавшем самолете, то рядовой обыватель вряд ли бы узнал о них, а если бы и узнал, то в виде сухой сводки. Однако же у нас показывают крупным планом убитых горем родственников в аэропорту, показывают, «какой хорошей умной девочкой была Ирочка, какие стихи писала» и обязательно её фотографию — счастливой и улыбающейся, в кругу семьи. Все домохозяйки изойдут на слезы у своих плит, и эмоций на возмущение ЖЭКом и растущими ценами уже не останется.

Государство использовало и использует трагедии, чтобы отвлечь свой народ от проблем, которые наболели, но которые решить не получается/нет желания/невыгодно. Плюс ко всему, любая трагедия — это повод подтянуть разболтавшиеся гайки, и подобная практика является повсеместной даже в тех странах, где человеческая жизнь якобы ценится превыше всего. Просто напомни скорбящему, что своими соплями он отвлекает общество от реальных дел и сам добровольно цепляет на себя поводок.

Эффект близости. Человеку свойственно принимать близко к сердцу лишь то, что имеет отношение к нему самому. Жалость к окружающим есть проявление жалости к себе. И нравственность тут не при делах. Подоплёкой этого вашего сострадания в 95% случаев являются такие мыслишки как: "А ведь и я мог оказаться в этом вагоне метро" или "Я проезжал эту станцию за пять минут до…", "И я мог полететь на этом самолете из Анапы". Например, обычный россиянин из средней/центральной полосы не представляет себя в роли японца во время очередного землетрясения, хотя бы потому, что его регион не расположен на пересечении литосферных плит. Зато легко представит себя в автобусе, который через минуту рискует превратиться в общественный катафалк.

Кроме того, имеет значение и сам состав погибших. Здесь имеется в виду их национальность, менталитет, религия (нередко основная составляющая), возраст, социальное положение.

Пример: представьте, что обрушилась стройка в Москве и погибло 50 гастарбайтеров (в основном мусульман). Не очень скорбится, да? А СМИ максимум поцокают языками на тему того, какие эти мерзкие строительные компании, не обеспечивают безопасность. А теперь представьте, что обрушился (допустим, по причине того же недосмотра состояния) дом с мирными гражданами, спящими в своих кроватях. Рука тянется к кнопке "вставить печальную картинку в блог"? То-то.

Вывод: чем ближе трагедия к человеку по ряду факторов, тем сильнее он переживает по её поводу. Следовательно, даже в подобной скорби человек остается эгоистичной скотиной, немногим лучше циников, развешивающих злые фотожабы". Конец цитаты.

От себя добавим неотъемлемый признак любого лицемера: для него важно не то, какие чувства он испытывает на самом деле, а то, каким увидят и запомнят его люди.

Также отметим, что "синдром скорбящего" возник задолго до появления интернета. Он связан с древней языческой традицией многих народов оплакивать покойного. В том числе и в русских сёлах, когда умирал какой-то человек, если близкие скорбели по нему не слишком искренне либо недостаточно эмоционально, то для проведения обряда оплакивания приглашали бабок-плакальщиц. Специально нанятые люди приходили на похороны человека, которого не знают вообще либо знают плохо, и обливались горючими слезами со стонами и воплями: "На кого ты нас покинул?!"

Со временем всё вышеописанное приобрело более цивилизованные, в глазах прогрессивного человечества, формы в виде гражданских панихид, минут молчания, возложений цветов к месту трагедии, флеш-мобов в интернете и прочего. Однако, как справедливо указано в процитированной статье, все эти ритуалы имеют сугубо избирательный характер. Они проводятся  лишь тогда, когда трагическое событие широко освещено в отечественных либо международных СМИ. Говоря откровенно, это происходит не по зову сердца, а по чьему-либо указанию.

Напомним также, что в исламской традиции не имеют места подобные ритуалы и публичные мероприятия. Когда умирает мусульманин, задачей общины является как можно скорее предать его тело земле. Пророк Мухаммад  приказывал нести носилки с покойным к кладбищу побыстрее, поскольку если это праведный человек, то люди ускорят его встречу с ангелами милости Аллаха и Его наградой, а если это грешник, то побыстрее сбросят груз со своих плечей. Также является сунной для соседей, друзей либо родственников покойного оказать помощь его близким в дни скорби (то есть в течение трёх дней с момента его смерти) в виде готовки для них пищи или иной помощи по хозяйству.

img not found

David Colins

Author

Sed ut perspiciatis, unde omnis iste natus error sit voluptatem accusantium doloremque laudantium, totam rem aperiam eaque ipsa, quae ab illo inventore

Leave A Reply