Французский писатель Маркиз де Сад, живший в XVIII веке, свое имя увековечил в термине «садизм». Сегодня многие не считают произведения писателя выражением культуры БДСМ, поскольку полагают, что садизм – лишь грубая сторона сложной субкультуры. Разберемся, почему.
В романе «Жюстина, или Несчастья добродетели» рассказывается история бедной девочки, вынужденной в силу жизненных обстоятельств подчиняться похотям взрослых.
В романе представлены два типа садизма. Финансист Дюбур испытывал величайшее наслаждение от того, что насиловал детей. Госпожа Дельмонс испытывала не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение от того, что унижала бедную Жюстину. Никто из них, конечно, не учитывал принципов информирования и добровольности. Эти типы представлены в начале романа, а потом их вариации гиперболизируются: групповой садизм количественно и качественно нарастает.
В своем произведении писатель часто повторяет, что счастье встречается там, где царит распутство. В выигрыше оказывается не добродетельная Жюстина, а прелюбодей Дюбур и развратница Дельмонс. Вся жизнь девушки, описанная в романе, показывает, что побеждает тот, кто издевается. Проскальзывает и мысль о том, что садизм можно защитить только в случае необходимости, а не при выкрикивании громких лозунгов. Иными словами, садизм – жизненная необходимость.
Примечательно, что сексуальное насилие Маркиз де Сад ставит в косвенную зависимость от социального насилия. Писатель как будто призывает человека вернуть все зло, что веками накапливалось в людях. Это зло было дано природой человеку, и он должен его выражать. «Мужчина, который проливает семя в других местах, приносит зла не больше, чем сама природа», - пишет де Сад. То есть садизм естественен.
Философ Фридрих Ницше говорил, что страдания и боль имеют смысл, если они кому-то доставляют удовольствие. В романе де Сада удовольствие получают все, кроме Жюстины. В следующем романе, повествующем о торжестве порока, сестра Жюстины, Джульетта описывает совсем иную точку зрения на садизм: он прекрасен, удовольствие от него и должен испытвать только мучитель.
Итак, Маркиз де Сад создавал свои произведения, пытаясь заверить людей в необходимости садизма. В его романах отсутствует нравственная проблематика, он не желает слушать того, кого подвергают грубым действиям.
Поделиться